Что браславчане думают о запуске БелАЭС — опрос

Главное
Торжественное открытие Белорусской атомной электростанции в Островце прошло 7 ноября. Ранее был запущен первый энергоблок, а сама БелАЭС включена в состав энергосистемы страны. Однако уже через сутки в официальных источниках появилась информация о приостановлении выработки электроэнергии. Как пояснили в Минэнергетики, из-за выхода из строя трансформаторов. Мы узнали, как к строительству и запуску станции относятся браславчане.

Петр ЧЕРКАС, учитель Браславской гимназии:

– Строительство атомной электростанции можно оценивать с нескольких позиций. В первую очередь это, безусловно, престиж страны, демонстрация технологического потенциала инженерных, научных и людских ресурсов.

Но учитывая то, что у нас нет собственного ядерного топлива и его придется постоянно приобретать, мы всё равно будем зависеть от когото. Вторая, считаю, немаловажная проблема – в утилизации ядерных отходов. Территория страны небольшая, поэтому интересно, как и где они будут захораниваться. Снова это влечет за собой огромные расходы, которые, надеюсь, окупятся с лихвой.

Исходя из этого, вновь возникает вопрос: а настолько ли важно первое, чтобы закрывать глаза на второе?

Леокадия ВОЙТАНЕЦ, работник Браславского цеха по производству сыра:

– Я, с одной стороны, очень обеспокоена этой стройкой и запуском станции. В моей памяти еще живы воспоминания о Чернобыльской аварии и ее последствиях. Я хорошо помню, как нас учили эвакуироваться, законопачивать окна и двери, шить марлевые повязки. Мы знали, где в доме лежат йодные таблетки, которые нужно выпить в случае повышения радиоактивного фона. Всегда присутствовал некий страх: если кто-то сильно заболевал или умирал в молодом возрасте, часто это ассоциировали с чернобыльскими последствиями.

С другой стороны, есть надежда, что АЭС построена качественно и когда-то начнет приносить пользу. Надеюсь, что благодаря запуску станции электричество станет дешевым и мы сможем экономить, например, на отоплении дома. Сегодня у меня в частном доме газовое отопление – это довольно дорого, а вот мой сын строит свое жилье и надеется на более доступный электрический обогрев. Уже даже купил электрокотел.

Валерий ПОТАПОВИЧ, работник ПМК-3:

– Честно говоря, я тоже немного участвовал в этой грандиозной стройке. Мы с бригадой монтировали освещение на всей территории АЭС. Учитывая, какие строгие правила и высокие требования на объекте предъявляли к работникам, думаю, станция должна быть построена качественно, с соблюдением всех мер защиты.

Считаю, что Островецкая АЭС поможет экономике Беларуси. Возможно, предприятия перестанут использовать газ и перейдут на собственную электроэнергию. Надеюсь, что в скором будущем и для всех жителей страны электроэнергия будет более дешевой.

Светлана САУЛЬ, медработник ЦРБ:

– Конечно, у меня, как и, думаю, у многих других, есть опасения по поводу жизни в относительной близости от атомной станции. Мы всё еще помним о случившемся в Чернобыле. Да и живя в Браславе, недалеко от Игналинской АЭС, в свое время много слышала от взрослых опасения. И они небезосновательны, ведь в первые десятилетия после аварии на ЧАЭС увеличилась доля заболевших раком, другими болезнями, врожденных увечий и т. д.

С другой стороны, если работа Островецкой АЭС не повлияет на экологию, а вместе с этим – на наше здоровье, наших детей и внуков, то почему бы и нет. Мир семимильными шагами движется вперед, нужно соответствовать современности. Если мы будем бояться всего нового, то, образно говоря, застрянем в прошлом. ■

Ольга ПОТАПОВИЧ