Двадцать седьмого ноября 1920 года в деревне Яковичи (ныне Опсовский сельсовет), которая двумя годами ранее сильно пострадала от пожара, в землянке родилась девочка София. С тех пор прошло ровно 100 лет, и в том же населенном пункте, только уже в уютном доме, София Кульпо принимала поздравления по случаю столь значимого юбилея.
По доброй традиции с наилучшими пожеланиями и подарками к имениннице в этот день пожаловала представительная делегация. Председатель райсовета Нина Пучинская сердечно поздравила Софию Игнатьевну с вековым юбилеем и пожелала ей полноценного долголетия, здоровья, любви со стороны близких, сохранения способности чувствовать жизнь и радоваться ему.
— Вы для нас пример жизнелюбия, трудолюбия и материнства, – сказала она. Теплые слова виновница торжества также услышала от заместителя председателя райисполкома, председателя Браславской районной организации РОО «Белая Русь» Елены Бабинской, управляющего делами Опсовского сельисполкома Людмилы Лях и заместителя председателя СПК «Маяк Браславский» Андрея Шукеля. А начальник отделения по гражданству и миграции РОВД Юлия Крупенько вручила Софии Кульпо новый паспорт с наказом заменить его еще раз. Гости обратили внимание на необычную поздравительную открытку на стене. Оказывается, это благословение Папы Римского Франциска, которое Софии Игнатьевне прислали из Ватикана по случаю ее 100-летнего юбилея.
С помощью сына Павла (ведь сама недослышит) хозяйка поделилась вековой историей своей судьбы. За два года до ее рождения в Яковичах был большой пожар: от окурка польского солдата занялся стог сена — в результате сгорела деревня. С. Кульпо помнит, как ее с меньшей сестренкой оставляли в землянке, привязав веревкой к колу, чтобы не вышли на улицу без взрослых: могли схватить волки. Дом построили в 1922 году: рядом был лес и хозяйка поместья графиня Плятер выделила семье участок земли. Отец Софии умер, когда девочке шел шестой год. Она окончила 6 классов польской школы. Нужно было идти в седьмой, но не было платья. В итоге с 14 лет пошла на свой хлеб. Сначала в Яковичах прислуживала у землемера, затем в Браславе, работала и лаборантом на заготовке зерна.
Войну дома пережила. Когда муж пошел воевать, осталась беременная с сестрой, у той тоже двое детишек. Нагоревались женщины одни. София Игнатьевна взволнованно вспоминает: — Хлебнули лиха. На календаре 20 декабря, чем-то надо печь топить. Мы с сестрой днем свалили березу, на санках притащили, порубили вдвоем, а ночью я девочку родила. Самой и пахать пришлось, хорошо, что дядя научил, как надо делать.
София Игнатьевна с мужем вырастила семерых детей, имеет две медали «Мать-героиня». Жили небогато: молоко, хлеб, картошка – основная пища. Павел вспоминает, что хлеб мама сама пекла — на аире. Растением этой посыпали и земляной пол, который в 1960-х заменили на деревянный.
С 1959 по 1979 год С. Кульпо работала в местном колхозе полеводом, была звеньевой по выращиванию льна. С тех пор особенно запомнилась поездка в Москву на ВДНХ, от которой на память и медаль осталась.
— Десять дней там были – рассказывает София Игнатьевна – всё там посмотрели. Мне особенно понравился павильон Дружбы народов с фигурами в национальных одеждах из каждой республики, с фонтаном посередине. Я аж плакала: так хотелось, чтобы все наши это увидели.
Муж Станислав Михайлович работал в колхозе кладовщиком. Он прожил 84 года. Уже 21 год хозяйка одна. До пандемии дети собирались в родительском доме регулярно, особенно кто на пенсии и имел свободное время. Теперь же эпидемическая ситуация лишила их такой возможности. Кстати, у С. Кульпо 20 внуков, 31 правнук и 3 праправнучки, которых судьба разбросала по разным странам и даже континентам: одна из внучек в составе белорусской олимпийской сборной занималась синхронным плаванием, а сейчас работает тренером в Бразилии. Сын Павел, который и встретил гостей на пороге материнского дома, живет в Опсе, работает в «Маяке Браславском». Он наведывается в Яковичи каждый день: воды принесет, дров. Правда, мать сама еще и еду может приготовить, и одежду постирать, и печь протопить. Много времени проводит в молитвах. От современного ремонта, который предлагали сделать дети, отказалась. Такое решение матери приняли, посмеялись, мол, пусть музей будет. Иногда скучно одной сделается, но ехать к сыновьям или дочерям София Игнатьевна не хочет: трудно покинуть обитель, с которой связывает целый век. ■