Как школы, колледжи, вузы и предприятия помогают молодым людям осознанно останавливать свой выбор на профессии по душе, сами при этом подбирая себе будущих абитуриентов и работников, рассказали участники круглого стола «Профориентация: успешное будущее человека и залог успешного развития экономики» в пресс-центре БЕЛТА.
«Важно усилить сотрудничество между учреждениями образования и заказчиками кадров»
Сергей Пищов, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования:
«На сайте abiturient.by, который в этом году прошел значительное обновление, поступающие могут найти каталог белорусских вузов, список специальностей, по которым ведется подготовка, перечень вступительных испытаний для выбора профессии. Удобных и полезных опций там много. Например, так называемый калькулятор абитуриента: указываете предметы, по которым планируете предоставить сертификаты ЦЭ или ЦТ, вводите сумму итогов трех вступительных испытаний и средний балл документа об образовании, затем оцениваете свои возможности для поступления в выбранный вуз с учетом приемной кампании 2023 года.
Подобную информацию для поступающих в колледжи можно найти на сайте Республиканского института профессионального образования, а также на интернет-ресурсах учреждений образования.
Надо отметить, что учреждения общего среднего образования проводят большую профориентационную работу в рамках обучения старшеклассников в профильных классах профессиональной направленности: педагогических, спортивных, аграрных, военно-патриотических. Ученики всех этих профильных классов еще в школе изучают факультативный учебный предмет «Введение в профессию», где более глубоко и детально рассматривают особенности будущей профессии. Один из показателей успешной деятельности таких классов: в педагогические университеты поступает значительное количество выпускников классов педагогической направленности, высокомотивированных молодых людей, которые становятся одними из лучших студентов.
В прошлом году ведущий технический университет страны — БНТУ — в сотрудничестве с другими вузами разработал факультативный курс по инженерным классам.
Также набирает обороты траектория поступления абитуриентов в вузы на условиях целевой подготовки. Это значит, что предприятие-заказчик проводит эффективную профориентацию, видит своего будущего работника на стадии заключения с ним целевого договора. А студент-целевик взаимодействует с будущим работодателем во время прохождения учебных и производственных практик, выполнения дипломного проектирования и так далее. Таким образом, происходит индивидуализация образовательного процесса. Студент, обучаясь в вузе, адаптируется к условиям труда на предприятии, с которым заключил договор.
Профориентационная работа, которую проводят школы, колледжи, вузы, предприятия-заказчики кадров, очень эффективная. Важно усиливать сотрудничество между ними. Ведь от организации профориентационной деятельности во многом зависит качество подготовки специалистов для экономики и социальной сферы страны».
«Информация по профориентации — в открытом доступе»
Александра Петрова, заместитель начальника главного управления профессионального образования — начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования:
«Профориентационная работа охватывает всю систему образования и идет непрерывно. Мы еще не закончили приемную кампанию — 2024 в учреждениях среднего специального образования, а уже налаживаем связи с заказчиками кадров, чтобы обеспечить заявки на целевую подготовку на следующий год, сформировать контрольные цифры приема — 2025.
Колледжи проводят профориентационные мероприятия во взаимодействии с учреждениями общего среднего образования и заказчиками кадров. Наши предприятия любят приглашать к себе в цеха школьников, чтобы показать им оборудование, производственный процесс, условия труда. Например, в Лидском районе уже не первый год реализуется профориентационный проект «#Экономика. Личность. Будущее»: школьники знакомятся с производственным потенциалом своего региона, узнают, где трудятся их родители, соседи, получают информацию о востребованных в своем районе специальностях. Старшеклассники во время общения с руководителями заводов и организаций узнают о нюансах разных профессий, условиях труда, заработной плате.
Хочу отметить, что сегодня любая информация, в том числе по профориентации, в открытом доступе, она везде — в СМИ, на сайтах, в соцсетях. Нужно лишь ее изучить и проанализировать. На сайте Республиканского института профобразования размещена электронная система ПрофиТест, а на сайте Минтруда — информационная система «Шаг в профессию». Там абитуриенты могут пройти тесты и узнать не только какие виды деятельности им максимально подходят, но и где их можно получить.
Сегодня на уровне среднего специального образования выпускник получает диплом с квалификацией специалиста, плюс еще одно-два свидетельства с рабочими профессиями. Это дает возможность предприятиям довольно гибко подходить к определению сферы деятельности молодого специалиста.
Чтобы стать успешным, абитуриенту важно взвесить свои возможности, склонности к различным занятиям, востребованность выбранной профессии на рынке труда, перспективы дальнейшего развития в ней. От качества этого анализа зависит траектория карьерного роста молодого человека, его профессиональная и личностная успешность. При этом общемировая тенденция такова, что человек во времена быстро изменяющихся технологий должен быть готов в любом возрасте приобретать новые знания, навыки, чтобы все время оставаться в тренде. Без этого сейчас невозможно реализоваться ни в одной профессии».
«Профильные классы — это тесная интеграция вуза и школы»
Юрий Николайчик, проректор по учебной работе Белорусского национального технического университета:
«В 2023-2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования впервые были открыты инженерные классы — всего около 240. В них обучается более 2,5 тыс. учащихся. Популярность таких классов растет, заключаются новые договоры о сотрудничестве со школами.
Наш вуз как координатор деятельности таких классов разработал факультативный курс «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» для старшеклассников. Также организуем для них много мероприятий — встречи, мастер-классы, конкурсы, дни открытых дверей. На своих факультетах и в учебных лабораториях проводим занятия, знакомим с особенностями и спецификой инженерных профессий.
Профильные классы — это ранняя профориентация, более тесная интеграция вуза и школы. Профессорско-преподавательский состав университета активно взаимодействует с учителями, оказывает им методическую поддержку. Программы обучения в школах максимально сближаются с идеологией подготовки специалистов в вузе. Надеемся, через инженерные классы нам удастся отыскать более способных к этому виду деятельности школьников и еще сильнее замотивировать их на получение высшего образования в области инженерии.
В следующем году впервые к нам придут выпускники этих классов как абитуриенты. Во время анкетирования они подтверждают, что довольны выбранным профилем и рассматривают его в качестве будущей профессии.
Хочу отметить, что в университетах, в частности в БНТУ, меняется процесс подготовки специалистов. Он динамичный и соответствует сегодняшним реалиям, что подтверждается востребованностью наших специалистов не только в Беларуси, но и за ее пределами. А также свидетельствует о том, что качество образования в нашей стране — одно из лучших в мире.
Сегодняшним школьникам предоставлен большой объем информации по профессиям, учреждениям образования, где их можно получить, по предприятиям, с которыми они могут заключить целевой договор, а затем трудоустроиться. Наверное, в нем можно запутаться, но мы готовы помочь сделать профессиональный выбор правильно и осознанно».
«Профориентацию проводим для трех заинтересованных сторон»
Артем Рыбак, директор филиала «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»:
«Профориентацию проводим для трех заинтересованных сторон: абитуриентов, их законных представителей и школ. Молодые люди много времени проводят в соцсетях, поэтому и мы все больше входим туда: в TikTok, Instagram, ВКонтакте размещаем профориентационные ролики, анонсируем мероприятия, делимся успехами наших студентов на конкурсах профессионального мастерства как в Беларуси, так и в России.
Для родителей даем информацию через печатные СМИ, новостные телеканалы, сайты.
Дни открытых дверей проводим централизованно. Как в рамках шестого школьного дня, так и в будни любой абитуриент сам или с родителем, классным руководителем может прийти к нам в колледж, и его обязательно встретят, все покажут и расскажут.
Четыре года назад мы открыли кабинет молодежных общественных объединений, профориентации и самоподготовки при поддержке наших базовых предприятий. В нем размещены плакаты, информационные стенды, буклеты про белорусские заводы и холдинги. Там же ребята могут пройти онлайн тестирование в программе ПрофиТест, чтобы определиться с направлением своей деятельности.
Совместно со школами участвуем в ярмарках вакансий, целевой подготовки. Во время государственных праздников на улицах города, в парке Горького делаем тематическую выставку колледжа и, конечно, проводим профориентацию.
Надо не забывать и о таком популярном средстве информирования, как сарафанное радио, когда передается из поколения в поколение, от человека к человеку мнение о том или ином учреждении образования. В 2023-м наш колледж отметил 40-летие. Последние четыре года наблюдаем, что порядка 10% поступивших к нам или подававших документы — это дети наших выпускников.
Я сам окончил наш колледж в 2008 году. Получил рабочие профессии — токарь, фрезеровщик, оператор станков с ПУ, наладчик станков и манипуляторов с ПУ. Заочно окончил БНТУ, потом прошел переподготовку в РИПО на менеджера в сфере образования. Все полученные профессии необходимы мне для грамотного и четкого управления колледжем, понимания, куда движется наша промышленная отрасль.
Считаю самой успешной моделью образования для молодых людей — школу, колледж, вуз. Наш колледж в топе у абитуриентов, конкурс баллов на отдельные специальности доходит до 9 по 10-балльной системе».
«Предлагаем учащимся пройти своеобразную профессиональную пробу»
Галина Кашпур, методист гимназии №7 г. Минска имени В.И.Ливенцева:
«В системе среднего общего образования каждая третья суббота — профориентационная. В учебном году их девять, и вся работа построена с учетом интересов и склонностей детей. Профориентационная система у нас в стране действует очень хорошо, нормативная база — замечательная: там прописаны задачи и то, как их можно реализовать. Выбирай форму работы для себя и грамотно действуй — все обязательно получится.
Главное, на мой взгляд, — обеспечить ребенку самостоятельный выбор будущей профессии. Подчеркиваю, не учреждения образования — колледжа или вуза, а именно той деятельности, которой он будет заниматься 8 часов в течение 5 рабочих дней. Чтобы у молодого человека сформировалось правильное представление о профессии, мы предлагаем ему пройти своеобразную профессиональную пробу «Велфи Velfie с профессией». Ребята должны самостоятельно или с помощью взрослого найти предприятие или организацию, где работают люди интересующей их профессии, и провести с ними интервью. Важно расспросить не только об особенностях трудовой деятельности, которые лежат на поверхности, но и узнать подводные камни. Почему? Нередко в преставлении старшего подростка будущая профдеятельность представляется исключительно как картинка с рекламного щита, а из разговоров со знакомыми, собственного опыта выхватываются положительные моменты, которые подтверждают правильность выбора. Но не стоит при выборе профессии надевать розовые очки. Кажется, что стоматолог — это человек, у которого отдельный кабинет с кондиционером, он трудится на современном оборудовании, получает высокую зарплату. Но мало кто задает себе при этом вопрос: готов ли я каждый день сталкиваться с особенностями организма человека, которые не всегда даже внешне приятны?
Профориентационную работу мы начинаем проводить с младшими школьниками. Для них «Velfie с профессией» — небольшой, до 10 минут, видеоролик. Приветствуется, если он создан ребенком в содружестве с законными представителями, членами семьи.
Информацию про любую профессию можно найти везде. Школьникам нужно просто не лениться, изучить ее. И главное — учиться брать ответственность на себя за свой выбор, за уровень своего профессионализма в будущем».
Светлана КИРСАНОВА,
фото — Кристина АКСЕНОВА,
Надежда КОСТЕЦКАЯ,
газета «7 дней».