Филиалу «Автотранспортное предприятие № 18 г. Браслава» ОАО «Витебскоблавтотранс» 5 августа исполнится 70 лет со дня его основания. Это событие послужило поводом побеседовать о прошлом и настоящем транспортной организации с ее директором Иваном Пальчевским.
– Иван Александрович, каковы были первые шаги нового на Браславщине предприятия?
– Приказом Министерства автотранспорта и шоссейных дорог БССР 5-го августа 1954 года была создана Браславская автотранспортная контора. Для расположения автохозяйства на берегу озера Новяты выделили земельный участок, где имелось единственное здание бывшего предприятия «Заготлён». Производственная база постепенно развивалась, за счет подсыпки заболоченного берега озера увеличивалась ее территория. Хозяйственным способом строились административные и производственные здания, помещения, приобреталось оборудование.
Первоначально новой конторе из Полоцка передали 16 грузовых автомобилей, позже она пополнилась и автобусами.
– Автоконтора обслуживала только местных жителей?
– В начале 60-х годов в г. п. Миоры был создан филиал автобазы № 18 для обслуживания населения соседнего района. Вместе с ним, к примеру, в 1968 г. у АТП насчитывалось 117 грузовых автомобилей, 45 автобусов и 7 таксомоторов. Автобусным обслуживанием было охвачено свыше 500 населенных пунктов. Автобусы курсировали по 38 маршрутам, в том числе по 16-ти междугородным. Самосвалы перевозили в день свыше 2 тыс. тонн груза. В 1969 г. филиал АТП был преобразован в Миорскую автобазу № 15.
– Насколько знаю, это не единственное преобразование.
– Совершенно верно. В свое время наше предприятие значилось как «Автотранспортная контора», «Автобаза № 18», «Спецавтобаза № 18», «Сельхозтранс», «Автомобильный парк № 18», «Автотранспортное предприятие № 18», ОАО «Автотранспортное предприятие № 18». В 2007 общество после произведенного ремонта здания ОАО «Браславская райсельхозхимия» сменило юридический адрес и переехало на ул. Юбилейную. С 1 января 2014 г. общество реорганизовано путем присоединения его к ОАО «Витебскоблавтотранс» в форме филиала.
– Какие услуги на сегодняшний день оказывает АТП?
– Прежде всего, безусловно, транспортные, как пассажирские, так и грузовые. Пассажироперевозки осуществляются на 24 маршрутах: 3 городских, 16 пригородных, 5 междугородных. В качестве основных потребителей выступает население Браславского района, предприятия и организации, нуждающиеся в заказных пассажирских перевозках. Так, в текущем году заказные рейсы направлялись в Минск, Брест, Витебск, Полоцк и другие города республики.
Основными заказчиками услуг самосвального парка выступают преимущественно дорожно-строительные организации (трест № 16 г. Новополоцка, ДРСУ-203 г. Миоры, ДСУ-2 г. Полоцка, ДРСУ-142 г. Браслава и др.), на международном направлении ведется работа с резидентами Российской Федерации.
Кроме грузо- и пассажироперевозок, и юридическим, и физическим лицам АТП-18 оказывает услуги по проведению предрейсового и сезонного технического осмотра транспортных средств, шиномонтажу грузовых и легковых автомобилей.
Ежегодно во время жатвы самосвалы АТП-18 оказывают услуги сельхозпредприятиям по перевозке намолоченного зерна. Вот и в среду водитель автомобиля грузовой службы Валерий Алепчик получил задание выехать к комбайнам на поля СВК «Маяк Браславский».
– Можно ли в целом сегодня говорить об успешной деятельности руководимого вами, Иван Александрович, филиала?
– Судите сами. Основной своей задачей мы считаем выполнение доведенных показателей социально-экономического развития. За 6 месяцев текущего года мы выполнили их 9 из 11-ти. Наиболее важные касаются организации работы грузового транспорта. И общий объем перевозки грузов составил 296 % к соответствующему периоду прошлого года при задании 105,5 %, грузооборот – 198 % (задание – 104 %). Для выполнения этих показателей в прошлом году за собственные средства пополнили подвижный состав 20-тонным самосвалом, за кредитные ресурсы такой же приобрели и в текущем.
Объем перевозок пассажиров достиг 112,9 % (задание – 101,8) при темпе роста пассажирооборота 106,5 % (104 %). Планируем и дальнейшую оптимизацию маршрутной сети на городском, пригородном и междугороднем путях сообщения. Также значительно превышены плановые показатели по экономии ресурсов и энергосбережению, рентабельности, выручке от реализации. В итоге получена чистая прибыль в сумме 64,8 тыс. руб.
Единственный пока проблемный для нас показатель – экспорт услуг в связи с санкциями недружественных зарубежных соседей. Темп роста – всего лишь 20,5 % при задании 100 %. Однако два большегрузных тягача уже перевозят грузы в Россию, скоро запустим в работу и третью фуру, поэтому к концу года будет выполнен и этот показатель.
Безусловно, за всеми цифрами – ежедневный напряженный труд слаженного трудового коллектива, среди членов которого были и есть весьма заслуженные люди, такие как водитель Анатолий Дженков и слесарь по ремонту автомобилей Анатолий Апанчёнок, носящие звание «Человек года Витебщины». Немало и тех, кто в разные годы награжден нагрудным знаком отличия либо Почетной грамотой Министерства транспорта и коммуникаций, занесен на Доску почета или награжден Почетной грамотой райисполкома.
В связи со знаменательной датой от всей души благодарю ныне работающих и ветеранов транспортной организации за самоотверженный труд и верность избранной профессии. Желаю вам и вашим близким благополучия, мира и счастья. – Благодарю за содержательный разговор. ■
Буквально неделю тому назад пассажирская служба пополнилась новым автобусом «МАЗ-257», полученным из ОАО «Витебскоблавтотранс». Управляет им на пригородных и междугородных маршрутах опытный водитель с 25-летним стажем Анатолий Стельмачёнок.
Беседовал Казимир ПЕТУШКО. Фото автора.