Коллектив сохранен, работы хватает. Рассказываем, как сегодня служат браславские таможенники

Год качества

Год назад прямо в канун профессионального праздника латвийская сторона сделала белорусским таможенникам, а точнее, тем, кто работал в пункте пропуска «Урбаны», своеобразный «подарок» – закрыла сопредельный пункт пропуска «Силене», выстроив на месте въезда в страну глухую бетонную стену, опутанную колючей проволокой. Как наша таможенная служба функционировала весь этот год и как работают специалисты в условиях закрытия границ сейчас, узнала «Браславская звезда».

На территории теперь уже республиканского пункта таможенного оформления «Урбаны», относящегося к посту «Бигосово», непривычно безлюдно и «безмашинно». В то время как еще всего лишь год назад через пункт пропуска в день проходили сотни легковых и грузовых автомобилей. Однако этот факт совсем не означает, что работа здесь остановилась, вовсе нет. По словам начальника отдела таможенных операций и контроля № 5 таможенного поста «Бигосово» Михаила Хабалюка, таможенники сориентировались и адаптировались к новым условиям довольно оперативно. Поначалу специалисты командировались в Бигосово, Каменный Лог, Котловку и даже в Козловичи, ожидая, что вот-вот их пункт снова заработает в прежнем режиме. Но наши соседи не сдержали своего обещания и открытие в феврале так и не состоялось.


Сегодня на белорусской границе функционирует только пять автодорожных пунктов пропуска из 26: по два на польском и литовском направлениях и один – на латвийском. Да и в оставшихся пунктах пропуска таможенники стран ЕС умышленно сдерживают грузопотоки.


Несмотря ни на что, руководство Витебской таможни сумело сохранить коллектив и обеспечить всех желающих работой: кто-то сейчас служит в Бигосово и Григоровщине, а кто-то остался трудиться здесь – в отделе № 5. Свою работу урбанские таможенники называют по-простому удаленкой. Работать так позволил стартовавший в сентябре 2020 года проект по совершенствованию таможенных операций в центре электронного декларирования. «Суть заключается в том, – поясняет Михаил Хабалюк, – что декларант посредством национальной автоматизированной системы электронного декларирования подает декларацию в таможенный орган, в зоне деятельности которого находится товар. При этом поступившая декларация автоматически распределяется на менее загруженного сотрудника таможенного органа республики, вне зависимости от места его нахождения и помещаемого под таможенную процедуру товара. Кроме того, мы продолжаем заниматься, говоря простым языком, растаможкой автомобилей, также удаленно, здесь же нечасто, но происходит перецепка и перезагрузка товаров. Работы у нас хватает».

Одна из тех, кто сейчас трудится в Урбанах, – старший инспектор отдела таможенных операций и контроля № 5 таможенного поста «Бигосово» Людмила Жусель. Форму она примерила всего лишь два года тому назад, однако, признается, мечтала это сделать давно. И вот когда подросли сыновья, Людмила кардинально сменила сферу деятельности с образования на таможенную службу. Да, поначалу было непросто, однако Л. Жусель прошла курсы и быстро освоила инспекторское дело. Год она проработала при полноценном функционировании пункта, сейчас трудится удаленно. Это совершенно разный опыт, подчеркивает инспектор, но ответственность одна, огромная – и когда работаешь с людьми, и когда только с документами.

Естественно, браславские таможенники желают, чтобы ситуация, сложившаяся на границе не по нашей вине, нормализовалась. Они готовы вернуться к работе в кратчайшие сроки. Однако и сейчас рук не опускают. Всё сделано, чтобы специалисты не испытывали дискомфорта: налажен подвоз в другие районы, работает и полностью заселено общежитие, ветераны поддерживают молодежь и наоборот. И даже в таких непростых условиях работа таможни не приостанавливалась ни на день. ■

 

Вера БУЛАНОВА. Фото автора.