В Госпромнадзоре рассказали об основных причинах происшествий при работе на грузоподъемных кранах

Происшествия
В текущем году в Госпромнадзор поступила информация о четырех происшествиях со стреловыми самоходными грузоподъемными кранами (далее – автомобильный кран), связанных с потерей их устойчивости и опрокидыванием.

Анализ материалов технических расследований показывает, что основной причиной вышеуказанных происшествий стал «человеческий фактор», выразившийся в нарушении требований промышленной безопасности к установке автомобильных кранов, производстве работ с отключенными приборами безопасности, отсутствии контроля лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию автомобильных кранов, за действиями машинистов кранов (крановщиков).

14.08.2024 при проведении погрузочных работ произошло опрокидывание крана автомобильного КС-55727-С-12 (2022 года выпуска).

Причиной потери устойчивости (опрокидывания) крана с последующим повреждением металлоконструкций стрелы стал провал грунта под передней правой опорой крана. В месте установки грузоподъемного крана в соответствии с проектом производства работ, проектом организации строительства линии подземных коммуникаций,
а так же иные подземные сооружения не обозначены.

Согласно материалам расследования инцидент не имеет причин, связанных с техническим состоянием грузоподъемного крана, используемых при выполнении грузоподъемных операций, съемных грузозахватных приспособлений.

20.09.2024 при производстве работ по реконструкции тепловых сетей произошло опрокидывание крана автомобильного
КС-55713-1К-4 (2023 года выпуска).

Согласно материалам расследования при выполнении работ по подъему предварительно изолированных труб длиной 12 м потеря устойчивости автомобильного крана произошла в результате разрушения перекрытия тепловой камеры и провала правой передней опоры крана внутрь тепловой камеры. Повреждение металлоконструкций крана произошло в результате его падения.

Технических причин происшествия, связанных с техническим состоянием грузоподъемного крана, не выявлено.

Организационной причиной происшествия стало нарушение порядка производства работ с применением грузоподъемного крана, выразившееся в необеспечении надлежащего контроля за выполнением машинистом крана инструкций по безопасному ведению работ (инструкций по эксплуатации), требований проекта производства работ и технологических регламентов в части запрета установки крана для работы на бетонное перекрытие тепловой камеры, надежность которого не проверена.

В ходе расследования при изучении результатов расшифровки данных регистратора параметров было установлено, что машинист крана систематически нарушал требования по безопасному ведению работ,  регулярно выполняя их с превышением номинальной грузоподъемности крана до 200 %, предварительно отключив ограничитель грузоподъемности.

15.10.2024 произошло опрокидывание крана автомобильного КС-55713-6К-3 (2012 год выпуска) на строительном объекте «Автомобильная дорога Р-99 Барановичи – Волковыск – Пограничный –Гродно».

При опрокидывании грузоподъемного крана были повреждены металлоконструкции стрелы крана и защитное ограждение моста, которое упало на маршрутное такси, движущееся под путепроводом. Пострадавших нет.

Согласно акту опрокидывание грузоподъемного крана не связано с его техническим состоянием. Причинами потери устойчивости стали: подъем груза массой, превышающей номинальную грузоподъемность при максимальном вылете стрелы; выполнение работ грузоподъемным краном с невыдвинутыми балками выносных опор; отсутствие контроля
со стороны лица, ответственного за безопасное производство работ, за правильностью установки грузоподъемного крана.