Можно ли на рынке выбирать продукты самому? Комментарий специалиста

Деньги

Недавно пришлось наблюдать такую ситуацию на рынке: молодая женщина с детьми, наверное, хотела купить фрукты и овощи. Она сначала глазами выбирала точку, где бы ей приобрести необходимое, а потом уже решительно направилась к облюбованной. Дети получили команду стоять рядом и ничего не трогать руками, сама же покупательница попросила кулечек и начала накладывать яблоки. Но не успела она взять и пары штук, как продавец, возмутившись, начала делать замечания:

— Не трогайте, у меня всё тут аккуратно выглядит, давайте я вам положу!

— Но ведь мне хотелось бы самой выбрать и взять качественное. Знаете, иногда вот так накладывают, домой приходишь — а там гнилое через одно, — оправдывалась женщина.

— Я вас не обслуживала, не может такого быть, давайте-давайте скорее свой кулек, и не надо мне тут портить витрину, — продолжала возмущаться продавец, тем временем накладывая яблоки откуда-то из-под прилавка. — Если каждый будет так выбирать, так что же я продам.

Покупательница не стала слушать долгие размышления, взяла детей за руки, повернулась и пошла в другое место. Недовольная таким поворотом событий, продавец еще долго бормотала себе под нос о том, какие люди сейчас пошли привередливые.

На самом деле такие ситуации происходят ежедневно, не раз приходилось быть не только их свидетельницей, но и участницей, поэтому, разумеется, меня заинтересовало, кто всё-таки прав и можно ли на рынке выбирать, например, фрукты самому.

Комментарий специалиста

– На рынках, как, кстати, и на любом торговом объекте, действует Закон «О защите прав потребителя» и Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, закрепленные постановлением Совета Министров № 703, — уточняет уполномоченный по защите прав потребителя Браславского райисполкома Елена Остановко. — В соответствии с положениями статьи 5 закона потребитель имеет право на свободный выбор товаров, надлежащее их качество и достоверную информацию о товарах и их продавцах. Ограничение таких прав не допускается. Чтобы сохранить санитарно-эпидемиологические нормы и упростить торговый процесс, продавец может самостоятельно упаковать товар, однако по требованию покупателя обязан дать осмотреть то, что предлагается. Если же продавец не дает возможности выбрать товар, это является нарушением прав потребителя. Его нужно зафиксировать на месте, оформить требования к продавцу письменно в виде претензии или записи в книге замечаний и предложений. Кстати, последняя должна быть на каждом торговом объекте и выдаваться по первому требованию потребителя. При отказе можно вызвать милиционера.


Если продавец не удовлетворил требования, покупатель вправе обратиться в отдел торговли и услуг местного исполнительного органа, общественные объединения или МАРТ. Такой же порядок действий сохраняется, если человек приобрел товар ненадлежащего качества. Он вправе требовать:

замены недоброкачественного товара;
соразмерного уменьшения его покупной цены;
✔ немедленного безвозмездного устранения недостатков товара;
✔ возмещения расходов по устранению недостатков;
✔ возврата денежных средств за товар.
Такие требования потребителя подлежат удовлетворению в течение 7 дней с момента предъявления соответствующего требования, а при безвозмездном устранении недостатков или необходимости проведения экспертизы – в течение 14 дней.

В ЭТОМ ГОДУ ДЕНЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ В БЕЛАРУСИ ПРОХОДИЛ ПОД ДЕВИЗОМ «ПОТРЕБИТЕЛЬ – В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ: ОТ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ДО СПРАВЕДЛИВОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ».


Вера Буланова.